Советы родителям будущего первоклассника


Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Проблема готовности детей к школе является одной из важнейших в педагогике и психологии с давних времен. Ее значимость обусловлена тем общепризнанным фактом, что поступление в школу коренным образом меняет жизнь ребенка и поэтому возникают трудности, с которыми дети справляются по-разному. От чего это зависит? От подготовленности. Насколько качественно и своевременно будет подготовлен дошкольник, во многом будет зависеть успешность его обучения.

По данным Л.А. Венгера, В.В. Холмовской, Л.Л. Коломинского, Е.Е. Кравцовой и других в структуре психолого-педагогической готовности принято выделять следующие компоненты:

  1. Личностная готовность, которая включает формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции - положение школьника, имеющего круг прав и обязанностей. В личностную готовность входит определение уровня развития мотивационной сферы.
  2. Интеллектуальная готовность ребенка к школе. Данный компонент готовности предполагает наличие у ребенка кругозора и развития познавательных процессов.
  3. Социально-психологическая готовность к школьному обучению. Этот компонент включает в себя формирование у детей нравственных и коммуникативных способностей.
  4. Эмоционально-волевая готовность считается сформированной, если ребенок умеет ставить цель, принимать решения, намечать план действий и принимать усилие к его реализации.

Готовность ребенка к школе возникает у детей не сама по себе, а образуется постепенно и требует верного педагогического руководства.

Обеспечить гармоничное, разностороннее развитие ребенка и правильную подготовку его к школе могут только совместные усилия воспитателей дошкольного образования и родителей.

О чем стоит знать родителям будущего первоклассника?

Анкета для родителей «Готов ли ребенок к школе?»

Отметьте те высказывания, с которыми вы согласны. Результаты анкеты позволят определить, что следует развивать у ребенка при подготовке к школе.

  1. 1. Хочет ли Ваш ребенок идти в школу?
  2. 2. Привлекает ли его в школе то, что он там много узнает?
  3. 3. Может ли он заниматься самостоятельно каким-либо делом, требующим сосредоточения в течение 30 минут, например, собирать конструктор, пазл?
  4. 4. Верно ли, что Ваш ребенок в присутствии незнакомых взрослых не стесняется?
  5. 5. Умеет ли он составить рассказ по картинке не короче, чем из пяти предложений?
  6. 6. Может ли Ваш ребенок рассказать наизусть несколько стихотворений?
  7. 7. Умеет ли он изменять существительные по числам?
  8. 8. Умеет ли Ваш ребенок читать по слогам или целыми словами?
  9. 9. Умеет ли он считать до 10 и обратно?
  10. 10. Может ли Ваш ребенок решать простые задачи на вычитание или прибавление единицы?
  11. 11. Любит ли он рисовать или раскрашивать картинки?
  12. 12. Может ли Ваш ребенок пользоваться ножницами и клеем?
  13. 13. Может ли он собрать разрезную картинку из пяти частей за 1 минуту?
  14. 14. Знает ли ребенок названия диких или домашних животных?
  15. 15. Может ли он обобщать понятия, например, назвать яблоко, грушу, банан одним словом «фрукты»?
  16. 16. Любит ли Ваш ребенок заниматься самостоятельно – рисовать, собирать мозаику и т.д.?
  17. 17. Может ли он понимать и точно выполнять словесные инструкции?

Тест для родителей «Готовы ли Вы отдать своего ребенка в школу?»

  1. 1. Вы считаете, что Вашему ребенку будет трудно учиться в школе?
  2. 2. Вам кажется, что Ваш ребенок будет учиться хуже других детей?
  3. 3. Вы опасаетесь, что придя в школу, Ваш ребенок будет чаще болеть?
  4. 4. Вы не можете себе представить, что Ваш ребенок достаточно быстро и успешно овладеет чтением, письмом, счетом?
  5. 5. Вы думаете, что он не сможет быть лучше всех?
  6. 6. Вы считаете, что дети-«первоклашки» не умеют быть достаточно самостоятельными?
  7. 7. На Ваш взгляд, четыре урока – непомерная нагрузка для маленького ребенка?
  8. 8. Вы считаете, что дети-«первоклашки» не умеют быть достаточно самостоятельными?
  9. 9. Вас волнует вопрос, будет ли первый учитель внимателен к Вашему ребенку?
  10. 10. Вы не уверены в объективности и справедливости будущей учительницы Вашего ребенка?
  11. 11. По Вашему мнению, в таком возрасте ребенка лучше обучать дома, чем в школе?
  12. 12. Вам кажется, что дети в этом возрасте еще не способны дружить?
  13. 13. Вы опасаетесь, что дети будут обижать и дразнить Вашего ребенка?
  14. 14. Вы считаете, что Ваш малыш значительно слабее своих сверстников?
  15. 15. Вы опасаетесь, что с приходом в школу ребенок станет непослушным?
  16. 16. Вы боитесь даже думать о том, как Ваш ребенок будет обходиться без дневного сна?
  17. 17. Ваш ребенок часто говорит: «Мама, мы пойдем в школу вместе!»

Ответ «да» - 1 балл, «нет» - 0.

Результаты теста:

10 и более баллов. Вам необходимо снизить уровень опеки над ребенком. Дайте ему возможность быть более самостоятельным. Не мешайте ему контактировать со сверстниками. Займитесь закаливанием ребенка, поиграйте в школу. Если уровень Вашей тревожности не снизился – обратитесь к психологу.

5-10 баллов. Вы не уверенны в успехе ребенка. Это вполне естественно. Поделитесь своими опасениями с будущим учителем. Возможно, Вы станете спокойнее и правильно подготовите ребенка к школе.

4 и менее баллов. Вероятно, Вам сопутствуют оптимизм и уверенность. Хорошим советом для Вас будет не быть беспечным и невнимательным.

Тест – опрос для детей старшего дошкольного возраста «Что я знаю о школе?»

Тест «Мотивационная готовность к школе» А.Л. Венгера

Цель: диагностировать внутреннюю позицию школьника.

Инструкция: «Послушай меня внимательно. Я тебе сейчас буду задавать вопросы, а ты должен выбрать, ответ, который тебе больше нравится».

  1. Если было бы две школы - одна с уроками русского языка, математики, чтения, пения, рисования и физкультуры, а другая - только с уроками пения, рисования и физкультуры, - в какой из них ты бы хотел учиться?
  2. Если было бы две школы - одна с уроками и переменами, а другая - только с переменами и никаких уроков. В какой из них ты бы хотел учиться?
  3. Если было бы две школы - в одной ставили бы за хорошие ответы пятёрки и четвёрки, а в другой давали бы сладости и игрушки. В какой из них ты бы хотел учиться?
  4. Если было бы две школы - в одной можно вставать только с разрешения учительницы и поднимать руку, если ты хочешь что-то спросить, а в другой можно делать на уроке всё, что хочешь. В какой из них ты бы хотел учиться?
  5. Если было бы две школы - в одной задавали бы уроки на дом, а в другой нет. В какой из них ты бы хотел учиться?
  6. Если бы у вас в классе заболела учительница, и директор предложил бы её заменить либо другой учительницей, либо мамой, кого бы ты выбрал?
  7. Если бы мама сказала: "Ты у меня ещё маленький, тебе трудно вставать, делать уроки. Останься в детском саду (дома), а в школу пойдешь на будущий год", - согласился бы ты с таким предложением?
  8. Если бы мама сказала: " Я договорилась с учительницей, что она будет ходить к нам домой и заниматься с тобой. Теперь тебе не придётся ходить по утрам в школу", - согласился бы ты с таким предложением?
  9. Если бы соседский мальчик спросил тебя, что тебе больше всего нравится в школе, что бы ты ему ответил?

Обработка результатов:

за каждый правильный ответ даётся 1 балл,

за каждый неправильный ответ - 0 баллов.

Внутренняя позиция считается сформированной, если ребёнок набрал 5 баллов и больше.

10 заповедей родителей будущего первоклассника

Что делать, если ребенок не хочет учиться?

1 этап. Выполняйте как можно больше заданий вместе с ребёнком. При этом внимательно смотрите, как он выполняет то или иное задание. Ваша задача - по­нять, каких именно представлений и умений у ребёнка нет и помочь ему овладеть ими.

II этап. Ребёнок самостоятельно, не отвлекаясь, выполняет небольшую часть заданий. Каждое удачное выполнение должно отмечаться. В случае неудачи не ругайте ребёнка, а разберитесь вместе, что ему помешало всё хорошо сделать. Ваша задача — научить ребёнка чувство­вать радость от первых успехов.

III этап. Постепенное увеличение самостоятельной работы, вплоть до того, что ребёнок сам делает все уроки. Но при этом вы присутствуете в комнате, занимаясь своими делами, и по первому зову готовы прийти на помощь. Ваша задача — быть рядом, но без просьбы не вмешиваться.

IV этап. Ребёнок делает задания самостоятельно. Вы при этом не присут­ствуете. Для того, чтобы он не отвлекался, можно поставить перед ним часы. Пусть он сам намечает, сколько времени нужно, чтобы выполнить то или иное задание (сначала с вашей помощью). Вы прове­ряете выполнение всех заданий (устных и письменных). Ваша задача — только контроль.

И ещё несколько советов:

Левая или правая?

Задания, предлагаемые ребёнку для определения ведущей руки:

  1. Выполнение одинаковых рисунков (дома, человека, машины) правой и левой рукой.
  2. Рисование карандашом 10 крести­ков правой и левой рукой.
  3. Раскладывание карточек лото: в одной руке держит стопку, другой рас­кладывает карточки.
  4. Составление цепочки из 10 метал­лических скрепок.
  5. Завязывание и развязывание 3—4 узелков на шнурке.
  6. Нанизывание на шнурок 5—9 пуго­виц с разными отверстиями.
  7. Выкладывание из счётных палочек фигуры.
  8. Метание дротика в цель.
  9. Отвинчивание и завинчивание гайки из детского конструктора гаечным ключом.
  10. Складывание фигурок из кубиков.
  11. Переливание воды из одного фла­кона в другой.
  12. Извлечение нескольких бусинок ложкой из банки с водой.
  13. Застегивание и расстёгивание пуговицы.
  14. Наматывание нитки на катушку или сматывание нитки в клубок.

Формирование положительного отношения к школе и направленности на обучение

Как не пропустить в своем ребенке первые симптомы дезадаптации?

Вот основные симптомы, указывающие на усталость детского организма:

Как ему помочь?

Печать