Депрессия
ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ
Чтобы застраховать ребёнка от депрессии и фатальной ошибки в подростковом возрасте:
- Стройте близкие доверительные отношения с ребёнком с раннего возраста.
- Защищайте от разрушительных факторов, которые могут проникнуть во внутренний мир ребёнка извне и причинить непоправимый вред психическому развитию и здоровью (агрессивные игры, мультфильмы, журналы с монстрами, вампирами, убийствами недопустимы в любом возрасте).
- Формируйте систему ценностей у ребёнка надо собственным примером (ценность здоровья закладывается родителями, которые сами любят активный отдых; ценность дружбы и взаимовыручки – теми, кто сам умеет дружить и общаться не только во время застолья; патриотизм – через беседы с бабушками и дедушками, семейные альбомы, фильмы о войне и героизме; милосердие – через заботу о животных, младших детях, пожилых).
- Предугадывайте ближайшие трудности каждого возраста и заранее говорить с ребёнком о них. Уже для препубертатного (10-12 лет) возраста должно намечаться разрешение вопросов:
- «В чём ценность человеческой жизни?» – Беседа строится на позиции, что смысл жизни можно обрести всегда, просто осознав, что есть люди, которым очень нужна твоя помощь и забота, пусть даже самая простая и обыденная.
- «Выход есть всегда» – измени свой угол зрения на мир и твоя жизнь изменится. За тобой всегда остаётся право выбора. Говорят, что в минуты слабости, когда кажется, что даже высшие силы покинули тебя, и ты не чувствуешь их помощи, то в действительности же именно в эти моменты они наиболее тебя оберегают. (Притча про 2 дорожки следов на песке). Нам ничего не даётся свыше наших сил.
- «Безответная любовь» - в случае разрыва отношений, важно осознать одно – насильно мил не будешь. Нельзя заставить любить себя под страхом вскрытия вен. Очень трудно свыкнуться с мыслью, что ты перестал быть нужен и все кончено. Но толку от зацикливания на этой теме не будет никакого. Придется свыкнуться.
- «Мир внутри нас» – на самом деле другие люди не являются источником наших переживаний и бед.
- Укрепляйте самоуважение и положительную самооценку ребенка:
- Оценивайте только поведение ребёнка, а не личность в целом (ты сделал плохо, а не ты плохой).
- Учитесь общаться с подростками – знайте их особенности в этом возрасте, потребности;
- Старайтесь подчеркнуть все хорошее и успешное, что присуще ребенку;
- Не оказывайте постоянное давление, не предъявляйте чрезмерные требования в отношении достижения все лучших и лучших результатов
- Поощряйте занятия спортом, успехи среди друзей
- Поощряйте выражения эмоций и чувств, формируйте привычку рассказывать родителям не только о своих достижениях, но и о тревогах, сомнениях, страхах;
- Говорите о физическом и психическом здоровье с ребенком; не опаздывайте с ответами на его вопросы по различным проблемам физиологии,
- Анализируйте вместе с сыном или дочерью каждую трудную ситуацию; не иронизируйте над ребенком, если в какой-то ситуации он оказался слабым физически и морально, помогите, поддержите его, укажите возможные пути решения проблемы;
- Учите ребенка с раннего детства принимать ответственность за свои поступки и решения, предвидеть последствия поступков, задаваться вопросом: "Что будет, если...";
- Предотвратите запугивание и физическое насилие в школе.
- Расскажите о службах, которые могут оказать помощь в ситуации, сопряженной с риском для жизни; запишите соответствующие номера телефонов; свои рабочие номера телефонов, а также номера телефонов людей, которым доверяете.
Информация о возможностях оказания помощи, в том числе анонимной:
Экстренную психол. помощь в Бресте круглосуточно можно получить по Телефону Доверия: 8 (0162) 40-62-26; короткий номер: 170.
Психотерапевтическая и психологическая помощь по предварительной записи: по тел.: 8(01632)9-04-65;
Психиатрическая помощь по предварительной записи: по тел.: 8(01632)9-53-90; 8(01632)7-37-70;
Общенациональная детская телефонная линия круглосуточно: 8-801-111-1611
Материал предоставил врач-психиатрУЗ «Пружанская ЦРБ» Цупа Н.С.